Откуда же возник такой вопрос? Казалось бы, нет ничего проще… Но давайте разбираться!
Дело в том, что у словолодочниц есть помощники, разделённые на несколько блоков: есть треугольные для треугольных букв, есть квадраты и круги и т.д.
Таким образом, «Л» можно написать в треугольной форме, так и в квадратной, так она будет напоминать «П».
Чтобы ребенок легче всего запомнил этот символ, мы можем его привязать к «А», ведь они абсолютно похожи, только у «А» есть посередине мостик. Либо наоборот, если ребенок выучил «П», то говорим, что «П» такая же, как «Л», только «Л» с хвостиком. Как ребенку будет легче, разницы никакой нет.
Давайте определимся, что же дошкольник будет делать при изучении букв. Скорее всего, он будет их читать и сразу же писать. Но ведь написание букв идет совсем по другим правилам письма, и если речь идет про печатание буквы, то треугольный вариант будет в приоритете.
Почему же ребенок пробует писать методом печатания? Но ведь он других вариантов обозначения этих звуков не знает – никаких закорючек и соединений, то есть копирует увиденные символы.
Письмо-печатание я рассматриваю у дошкольников как один из способов, которые идут после чтения, потому что тогда у детей есть уже наглядный образ, когда ребенок списывает слово, например, или когда оно в памяти. Писать на слух печатными буквами до того, как ребёнок научился читать, не стоит. У всех есть дома эти милые письма «МАМА Я ТЫБА ЛУБЛУ». Когда это единожды повторяется, ничего страшного, но когда мы это вводим, как обязательный элемент в программе, это чревато, если ребенок не начал читать. Письмо – это процесс, зеркальный чтению. В чтении дети анализируют глазами символы и озвучивают их, а при печатании процесс обратный – мы различаем эти звуки и вспоминаем, какими закорючками они будут обозначаться, либо вспоминаем, как это слово выглядит целиком. Замечали когда-нибудь, как дети запомнили, как рисовать машинку, так ее и продолжают рисовать из раза в раз? Так и с чтением и письмом. Настолько хорошо и правильно надо научить ребенка читать, чтобы и копирование проходило без ошибок.
Вернемся к нашей теме - как же эту «Л» нам надо писать? Давайте поэтапно. Когда мы изучаем буковку, символ, мы ее рассматриваем со всех сторон, раскручиваем фонематическое восприятие у ребенка, мы проверяем, может ли ребёнок сказать ее (очень часто звук «Л» западает), и, конечно, мы должны запомнить этот символ и пропечатать. Разницы, какая будет «Л» - треугольная или квадратная, я не вижу, но надо опираться на то, что ребенок увидит дальше. Если в лодках будет треугольная «Л», то соответственно и в написании будет такая же «Л». Мы всегда ориентируемся на зону ближайшего развития ребенка, какую букву «Л» он потом увидит. Задача словолодочного педагога заключается как раз в том, чтобы максимально упростить ребенку задачу на каждом этапе. Нужно дать такой образ буквы, который ребенок встретит завтра и вспомнит. Дальше следует работа, после которой дошкольник увидит эту букву потом в словах. И вот только потом мы будем уходить с наших волшебных словолодочек на чтение обычных текстов.
Я всегда рекомендую брать Словолодочки как базу, ведь там всегда все одинаково на всех этапах обучения чтению. Если вы пользуетесь смешанной техникой, то смотрите, что вы используете больше, то есть какую «Л» ребёнок будет видеть чаще, ту и учите писать.
В новом курсе «Словолодочки» есть 2 блока: обучение чтению и обучение грамоте. Готовить детей к обучению чтению уже можно с 3,5-4 лет. Добавляем очень много красочной фонетики, что способствует развитию у детей устойчивого интереса к обучению чтению. В новой программе я отдала предпочтение прямоугольному написанию буквы «Л». Все-таки она дает нам больше понимания строки, есть визуальные границы, чтобы ребенок смог их почувствовать, есть и лево, и право, верх и низ. В рабочих тетрадях курса каждая буковка заселяется в свой домик: ножки стоят на «полу» домика, головой упираются в «потолок», а если написать ниже – залетит словоклюй! Это наглядно показывает, что этот домик создан только одной определенной буковки, и она должна занять домик полностью. Так ребенок учится работать в заданных границах, ведь домики постепенно будут уменьшаться в размерах. Когда ребенок в первом классе будет писать в строке, он эти пропорции будет видеть и соблюдать.
Таким образом, задачей педагога будет в первую очередь при выборе способа написания буквы «Л» максимально упростить ребенку задание, опираясь на ближайшую зону его развития. Оба способа написания буквы «Л» являются правильными, а выбор остается только за вами.
Дело в том, что у словолодочниц есть помощники, разделённые на несколько блоков: есть треугольные для треугольных букв, есть квадраты и круги и т.д.
Таким образом, «Л» можно написать в треугольной форме, так и в квадратной, так она будет напоминать «П».
Чтобы ребенок легче всего запомнил этот символ, мы можем его привязать к «А», ведь они абсолютно похожи, только у «А» есть посередине мостик. Либо наоборот, если ребенок выучил «П», то говорим, что «П» такая же, как «Л», только «Л» с хвостиком. Как ребенку будет легче, разницы никакой нет.
Давайте определимся, что же дошкольник будет делать при изучении букв. Скорее всего, он будет их читать и сразу же писать. Но ведь написание букв идет совсем по другим правилам письма, и если речь идет про печатание буквы, то треугольный вариант будет в приоритете.
Почему же ребенок пробует писать методом печатания? Но ведь он других вариантов обозначения этих звуков не знает – никаких закорючек и соединений, то есть копирует увиденные символы.
Письмо-печатание я рассматриваю у дошкольников как один из способов, которые идут после чтения, потому что тогда у детей есть уже наглядный образ, когда ребенок списывает слово, например, или когда оно в памяти. Писать на слух печатными буквами до того, как ребёнок научился читать, не стоит. У всех есть дома эти милые письма «МАМА Я ТЫБА ЛУБЛУ». Когда это единожды повторяется, ничего страшного, но когда мы это вводим, как обязательный элемент в программе, это чревато, если ребенок не начал читать. Письмо – это процесс, зеркальный чтению. В чтении дети анализируют глазами символы и озвучивают их, а при печатании процесс обратный – мы различаем эти звуки и вспоминаем, какими закорючками они будут обозначаться, либо вспоминаем, как это слово выглядит целиком. Замечали когда-нибудь, как дети запомнили, как рисовать машинку, так ее и продолжают рисовать из раза в раз? Так и с чтением и письмом. Настолько хорошо и правильно надо научить ребенка читать, чтобы и копирование проходило без ошибок.
Вернемся к нашей теме - как же эту «Л» нам надо писать? Давайте поэтапно. Когда мы изучаем буковку, символ, мы ее рассматриваем со всех сторон, раскручиваем фонематическое восприятие у ребенка, мы проверяем, может ли ребёнок сказать ее (очень часто звук «Л» западает), и, конечно, мы должны запомнить этот символ и пропечатать. Разницы, какая будет «Л» - треугольная или квадратная, я не вижу, но надо опираться на то, что ребенок увидит дальше. Если в лодках будет треугольная «Л», то соответственно и в написании будет такая же «Л». Мы всегда ориентируемся на зону ближайшего развития ребенка, какую букву «Л» он потом увидит. Задача словолодочного педагога заключается как раз в том, чтобы максимально упростить ребенку задачу на каждом этапе. Нужно дать такой образ буквы, который ребенок встретит завтра и вспомнит. Дальше следует работа, после которой дошкольник увидит эту букву потом в словах. И вот только потом мы будем уходить с наших волшебных словолодочек на чтение обычных текстов.
Я всегда рекомендую брать Словолодочки как базу, ведь там всегда все одинаково на всех этапах обучения чтению. Если вы пользуетесь смешанной техникой, то смотрите, что вы используете больше, то есть какую «Л» ребёнок будет видеть чаще, ту и учите писать.
В новом курсе «Словолодочки» есть 2 блока: обучение чтению и обучение грамоте. Готовить детей к обучению чтению уже можно с 3,5-4 лет. Добавляем очень много красочной фонетики, что способствует развитию у детей устойчивого интереса к обучению чтению. В новой программе я отдала предпочтение прямоугольному написанию буквы «Л». Все-таки она дает нам больше понимания строки, есть визуальные границы, чтобы ребенок смог их почувствовать, есть и лево, и право, верх и низ. В рабочих тетрадях курса каждая буковка заселяется в свой домик: ножки стоят на «полу» домика, головой упираются в «потолок», а если написать ниже – залетит словоклюй! Это наглядно показывает, что этот домик создан только одной определенной буковки, и она должна занять домик полностью. Так ребенок учится работать в заданных границах, ведь домики постепенно будут уменьшаться в размерах. Когда ребенок в первом классе будет писать в строке, он эти пропорции будет видеть и соблюдать.
Таким образом, задачей педагога будет в первую очередь при выборе способа написания буквы «Л» максимально упростить ребенку задание, опираясь на ближайшую зону его развития. Оба способа написания буквы «Л» являются правильными, а выбор остается только за вами.